Common: «Я пишу и читаю так, как никогда не читал»
О новой пластинке, работе в кино и сотрудничестве с Айс Кьюбом читайте далее.
В преддверии выхода десятого студийника рэпера, пластинки «Nobody's Smiling», Common пообщался с порталом Hiphopdx. Мы решили перевести интервью для читателей нашего сайта, дабы подогреть интерес к одному из самых громких релизов июля.
«Сommon» в переводе на русский означает несколько понятий: «близкое знакомство», «принадлежащий определенному сословию, народу или культуре», «обычный» и «часто встречающийся». Лоуни Рашад Линн мл. последовательно вбирает в себя все определения этого слова, через призму своей музыки, актерской карьеры и личной жизни. Будь то озвучивание проблем мирового сообщества и современной молодёжи, насилия в Чикаго, или вклад рэпера в хип-хоп культуру, развитие его актёрских навыков, а также настоящий бойцовский характер и способность убрать недостойного МС лишь словами, — у Common всегда будет предельно простая в своей гениальности формула, которая объединит всю деятельность в некий монолит и станет интересной для слушателя. Будучи успешным практически во всех своих начинаниях, он продолжает находить новые способы подачи материала, пересматривать подходы к его созданию.
Пройдя путь от юнца, незрелого уличного поэта на «Can I Borrow The Dollar» в 1992 году, через восемь лет он выпустит "золотой" «Like Water For Chocolate», прорубит окно в мейнстрим, начнет актерскую карьеру в Голливуде. Тем не менее, это не отдалит его от истоков хип-хоп культуры, он останется верен своему жанру, — «голубым воротничкам», простым рабочим из Чикаго.
Оставаясь «обычным» в жизни, «разумным» в отношении к ней, не забывая свои корни, он продолжает быть «близким» для простых людей, соответствовать своему псевдониму. С достойным человеком всегда интересно поговорить.
Много нового произошло в твоей музыкальной карьере за последнее время: контракт с Def Jam; ты снова работаешь с No I.D., исполнительным продюсером твоего нового альбома, «Nobody's Smiling». Есть причина улыбнуться, верно?
Common: (смеется) Да, улыбнуться можно. Это особенный момент. Я благодарен возможности работать с No I.D. вновь, быть частью Artium/Def Jam. Шанс записываться с Дионом и лейбл вдохновляют, чувствую себя по-настоящему новым артистом. Я не принимаю все как должное, — когда читаешь рэп так долго, непросто даже произнести: «У меня есть новый контракт». Понимаешь? Не просто сказать: «Я хочу выпустить сингл », и ждать согласия от Def Jam. Непросто просто зайти в студию! Интервью, мои треки на радио — я не могу считать это само собой разумеющимся. Работа с No I.D. воодушевляет, Def Jam — часть этого процесса.
Один из главных источников вдохновения, — дать шанс другим, отплатить культуре за свой успех. Здесь я читаю рэп с артистами, о которых еще не все наслышаны. Кто-то знает о Lil Herb, но не все. Кто-то слышал о Dreezy, но далеко не каждый. Люди знают о Vince Staples, но скоро узнают еще больше. Я хочу, чтобы мир услышал о них!
Находясь в коннекте с людьми невероятно талантливыми, твой альбом наполняется их энергией. Я никогда не работал с артистами из-за их популярности. Нужно чувствовать талант. Как в случае Cee Lo или Lauryn Hill: великие люди, одни из самых талантливых за всю историю музыки.
«Nobody’s Smiling» — это мой путь, порой я заглядываю в прошлое, но не оглядываюсь назад, а лишь пересматриваю кое-что. Я посвящаю этот альбом родному городу, его людям и, собственно, хип-хоп культуре.
Чего ждать от альбома твоим фанатам?
Common: No I.D. не делал такую музыку прежде. Бесспорно, классический хип-хоп повлиял на эту работу. Но есть кое-что свежее в самом звуке и подходе, с которым он относится к различным нюансам. Я не слышал подобного раньше. Эта музыка воодушевляла писать по-новому, делать куплеты разнообразней. Тем не менее, мы не отошли от корней, не забыли своего происхождения.
Я родился и вырос на улицах Чикаго. Когда люди спрашивают о Lil’ Reese, Lil Durk или Lil Bibby, моем отношении к drill, то я отвечаю: они из моего города, я не могу от этого отстраниться. Слушая мою музыку, ты понимаешь, что это уличный хип-хоп. Drill — тоже музыка моего города, но у неё свои перспективы. Я не пытаюсь быть кем-то еще.
При этом я себя не ограничиваю. Только прогрессивный артист может развиваться. Благодаря новаторству, сумме всех тех стилей и концепций, наш звук становится актуальным, самым прогрессивным за все время сотрудничества с No I.D. Слушая альбом, я говорю No I.D.: «Никогда не слышал, чтобы ты так продюсировал». Одновременно я пишу и читаю так, как никогда не читал.
Прошло двадцать лет с момента выхода «Resurrection», там была песня «I Used To Love H.E.R.». Ты увидел много изменений в H.E.R. (H.E.R. - это хип-хоп, прим. автора), "её" выход на глобальный уровень. Гордишься ли ты "её" прогрессом?
Common: Я горжусь H.E.R. Теперь отсутствуют границы восприятия того, каким может быть хип-хоп. Иногда мы с "ней" в плохих отношениях вроде, «эй, дорогая, это не твой звук», но "она" все равно возвращается к своим корням.
Хип-хоп очень изменился и остался прежним одновременно: с одной стороны, благодаря таким артистам как Kendrick Lamar и Ab-Soul; с другой, с помощью ребят вроде Lil Bibby и Lil Herb. Я постоянно захожу на Hiphopdx. Круто видеть новую песню Lil Bibby, а сразу за ней новость про Chance The Rapper. Разнообразие — вот, что я всегда любил в хип-хопе.
У тебя отличная актёрская карьера. Насколько тяжело готовиться к роли? Какая из них была самой сложной?
Common: Это очень трудно. Но чем больше я снимаюсь, тем естественней все выходит. Никогда не веду себя типа, «Я — рэпер, так что люди должны снимать меня в кино». Я пошел на актерские курсы и люди не знали, кто такой Common. Там, где я играл впервые, режиссер не нуждался в рэпере. Нельзя думать, «Я — Common, так что мне нужна эта роль». Нужно говорить себе: «Я — актер, трудолюбие даст желанную роль».
Совсем недавно снялся в «Сельме», — кино про Мартина Лютера Кинга; про то, как SCLC боролись против расовой дискриминации в голосовании. Множество людей смогли голосовать благодаря законопроекту 1965 года. Иронично: сейчас часть этих прав пытаются отменить. Поэтому «Сельма» по-настоящему своевременна, кино открыло мне глаза на то, как обычные люди способствовали этому движению. Кстати, Опра Уинфри и Брэд Питт продюсируют картину.
Да, тогда нужно было платить этот чёртов подушный налог за право проголосовать
Common: Вот именно! Мой протагонист говорит об этой подати в фильме. Я играю Джеймса Бевела; реальный персонаж, он был членом SCLC. Будучи прогрессивным в своих убеждениях, он повторял: «Нужно избавиться от этого налога».
Наш фильм — отображение сегодняшнего дня, борьба продолжается. Будь то расизм, сексизм, другие проблемные вопросы, — кое-что из этого существует в США до сих пор,
Картина открывает нам глаза, неважно, чёрный ты или белый. Отличный актерский состав; думаю, что людям понравится кино. Это одна из самых лучших ролей в моей карьере.
(Примечание автора - в фильме «Сельма» пойдет разговор о реальных исторических событиях, происходивших в одноимённом городе в 1965 году. Несколько мирных протестов обернулись жертвами среди населения, резонансом в СМИ и на уровне государства. В итоге, афроамериканцам удалось отменить налог на голосование, который правительство требовало от национальных меньшинств.)
Айс Кьюб тоже очень успешный актер. У вас был биф в 90-х, но конфликт быстро замяли. Если бы сейчас была возможность, ты бы посотрудничал с ним? Как актёр? Как рэпер?
Common: Конечно, я хотел бы поработать с ним. Было бы круто сняться вместе, если это хороший проект. Знаешь, мне нравился Айс Кьюб до нашего бифа, я уважал его во время разлада между нами. Но нужно было отвечать, я — боец, так что пришлось давать сдачи.
Только конфликт исчерпал себя, как я снова стал восхищаться его музыкальными и актерскими талантами. Он одинаково хорош в этих ипостасях. Так что сотрудничество с ним — отличная идея. Круче было бы вместе сняться в фильме, — он отлично проявил себя как актер. Это классная идея.
Будучи подростком, ты подавал мячи в Чикаго Буллз, как раз во времена Майкла Джордана. Правильно?
Common: Да. У моего отца остались «джорданы», подписанные Майком. Теперь это реликвия (смеется)
У Чикаго великая баскетбольная история. «Hoop Dreams», Тим Хардавей, Док Риверс, Марк Эгвейр, Айзея Томас, Дуэйн Уэйд...
Common: Когда мы играли в South Community Center, туда приходил Бенджи Уилсон. Периодически он захаживал в тренажерный зал: мы охреневали от таких встреч, он был нашим Джорданом, номером один в национальной сборной! В нём было что-то особенное. Я хотел быть как Бенджи!
Помню, как он зашел в качалку, и я просто охренел, — он здесь, возле меня. На нем была куртка Симеон. Симеон — это школа, там в разное время учились Джэбари Паркер, Деррик Роуз и другие. Они воспитали уйму классных баскетболистов.
И Эйзея Томас, и Тим Хардавей, и Мэджик Джонсон приходили к нам на летнюю лигу, — они играли в Chicago State, местном колледже. Эти парни уничтожали всех на площадке. Никогда не забуду тот этап моей жизни.
Спустя 25 лет в игре, какая запись запомнилась больше всех?
Common: Больше всего мне нравятся «Resurrection», «Like Water For Chocolate», и, теперь, «Nobody’s Smiling». То лучшие моменты моей музыкальной карьеры, я горжусь этими альбомами. Если моя музыка классная, то классно и мне.