Чем музыканту грозит новый закон об организации концертов и фестивалей 13 января 2016, 12:52

Чем музыканту грозит новый закон об организации концертов и фестивалей

Разбираемся, будут ли вас штрафовать за проведение концертов не по правилам

В начале года в соцсетях началась небольшая паника по поводу нового закона, который меняет правила организации концертов и фестивалей. По слухам, всем организаторам и промоутерам теперь необходимо объединяться в так называемые «СРО» —саморегулируемые организации. Направлять их будут крупнейшие игроки (Иосиф Пригожин, Игорь Крутой, Андрей Матвеев и другие) на гастрольно-концертном рынке и по совместительству создатели первого СРО «Союзконцерт». Они же являются и авторами закона.

По слухам, ежегодный взнос за вступление в СРО составит 150 тысяч рублей, а любой клуб, который сдаст в аренду площадку не членам СРО, будет оштрафован на 500 тысяч рублей. Минимальное количество участников для любой СРО – 50 человек. Против такой инициативы выступили не только многие мелкие промоутеры в собственных фейсбуках, но и мастодонты вроде Земфиры или Бориса Гребенщикова.

Ребята из Fur Fur собрали круглый стол из музыкантов и промоутеров, которые поддерживают или не поддерживают закон, и попытались разобраться, так ли страшен черт. Ниже самые важные моменты из материала.


Андрей Матвеев («Союзконцерт»)

инициатор закона о регулировании концертных мероприятий

Все участники СРО «Союзконцерт», будучи юрлицами, платят немаленькие, соответствующие обороту, налоги. Вступительный взнос в 150 тысяч рублей для участника СРО «Союзконцерт» можно сравнить с обязательной ежегодной страховкой автомобиля. При этом СРО «Союзконцерт» готовит шкалу дифференциации взносов для своих членов. Она будет учитывать много обстоятельств: географию нахождения организатора, географию проведения мероприятия, масштаб мероприятия. Если говорить про СРО «Союзконцерт», то цифра 150 тысяч рублей является самой высокой в шкале. А вместе с этой самой шкалой разрабатывается правило, при котором артист не будет платить членский взнос, если его организаторская деятельность нацелена на проведение только собственных мероприятий. При этом артист должен создать своё юрлицо, в котором он будет учредителем. У большинства музыкантов оно есть.

Молодые музыканты не должны быть членами СРО. У закона нет задачи посчитать по головам всех ребят, кто взял в руки гитару, и обложить их ежегодным немалым налогом. Молодых музыкантов как частных лиц вообще не касались и не коснутся обсуждения денежных взносов в СРО, так как молодой музыкант как частное лицо не должен быть членом СРО. Закон о СРО позволяет создать такие отраслевые правила и стандарты, которые создают круговую систему ответственности. Если прежде музыканта обманул недобросовестный организатор и не доплатил денег, если концерт был отменён по вине организатора или артиста, пострадавший сможет быстро подать жалобу. Черные списки рынка будут доступны всем. Закон об СРО появился потому, что судебная система РФ недостаточно оперативно и внимательно реагирует на такие проблемы.


Александр Горбачёв

журналист

Диалог с инициаторами закона всегда лучше его отсутствия, но зачем вообще нужен закон об СРО? Что, есть какие-то глобальные проблемы? Регулярно отменяются концерты, зрителям не возвращают деньги, их массово обманывают, присылают подставных артистов и так далее? Как-то я об этом не слышал. Меня беспокоит судьба событий вроде фестиваля «Структурность» и подобного рода DIY-мероприятий, благодаря которым в подпольной (а значит, в перспективе и в массовой) русской музыке только и бьётся какая-то жизнь; не потому что организаторы принципиально неспособны сформировать юрлицо, а просто потому что любое бюрократическое вмешательство такие вещи немного убивает. Шумиха, возникшая в соцсетях заставляет заподозрить, что и закон будет работать каким-то вот таким образом — сначала регулируем, потом вспоминаем о тех, кого регулируем.

Андрей Алгоритмик, арт-директор клуба Powerhouse Закон как будто написан под стать общей ситуации в стране — контроль и закручивание гаек не приводит ни к чему хорошему, когда дело касается культуры. Сцена — это не только мейджоры, большие концертные агентства и фестивали типа «Нашествия», сцена — это растущий хрупкий организм с кучей проблем начиная от самоидентификации до отсутствия какой-либо поддержки вышестоящих организаций. Было бы логично рассматривать инди- и мейджор-рынок отдельно и прорабатывать разную механику работы и регулирований с теми и другими, иначе мы столкнёмся с проблемами монополии, бюрократии и как результат — с замедлением роста сцены, которая и так очень вяло и проблематично выкарабкивается из периода застоя.


Кира Борисова

организатор вечеринок «Скотобойня»

Основной смысл закона очевиден. Это способ получать своего рода пошлину с людей, занимающихся организацией мероприятий, и законный способ вытеснять с рынка мероприятия, не отвечающие каким-либо представлениям и стандартам. Самая большая опасность, на наш взгляд, — это возможное применение закона в качестве инструмента цензуры. Сама сумма ежегодного взноса достаточно адекватна, при условии что вы делаете 10–12 мероприятий в год с посещаемостью свыше тысячи человек. Вопрос в том, что нам, как организаторам рейвов, будет давать членство в этом СРО. Появятся ли у нас какие-нибудь льготы? Появится ли возможность легализовать многие аспекты клубной деятельности, в отношении которых законодательство довольно туманно. Закон приняли очень неожиданно, и не совсем понятно, дадут ли возможность провести уже анонсированные на ближайшие месяцы мероприятия или нужно срочно вступать в СРО прямо сейчас.


Проект Ic3peak 

Прежде всего, в глаза бросается полное непонимание автором законопроекта природы молодой андеграундной сцены. Но для того, чтобы понять, почему Андрей Матвеев не видит ничего дальше Алсу и Григория Лепса, достаточно посмотреть на сферу его профессиональной деятельности. Вся его некомпетентность и недальновидность в вопросе, касающемся молодых и развивающихся музыкантов и промоутеров, умещается в одном его высказывании: «И, поверьте, у молодых артистов или их менеджмента, которые выходят на определённые обороты, это юрлицо (ИП) уже есть». Дело в том, что ни у одного из наших знакомых музыкантов или промоутеров различного уровня никакого юрлица, конечно же, нет.

Сама инициатива этого законопроекта исходит от государства, а значит, он пропитан идеологией. Для того, чтобы убедиться в том, что молодую и «неугодную» власти культуру давят всё сильнее, достаточно взглянуть на ситуацию с серией вечеринок «Cкотобойня» — стремительно растущими массовыми мероприятиями в России, которые действительно представляют на сегодняшний день культурный интерес: два случая в отказе руководства помещений за день (!) до проведения мероприятия и молодёжный спецотряд во главе с полицией на ивенте за один месяц — это не совпадения. Молодая культура не способна динамично развиваться в условиях подавления.

Давайте сделаем вступление в профсоюз добровольным и посмотрим на практике, как законопроект защитит интересы музыкантов, организаторов и зрителей — и, если он так хорош, как утверждает автор, остальные сами подтянутся.


Глеб Лисичкин

глава лейбла Kometa Music

Прошедший первое чтение проект закона — не то чтобы неуместный или глупый, но очевидно недоделанный — уж слишком явно в нём прочитываются интересы единственного музыкального СРО и слишком явно не учитываются интересы тех, кто в эту организацию не входит. Надо признать, что господин Матвеев до отправки проекта в Думу устраивал публичные встречи с обсуждением этой инициативы среди профессионалов музыкального бизнеса, но объявленные на тех встречах задачи проекта сильно расходятся с опубликованным текстом.


Прочитать материал целиком можно на сайте Fur Fur.




comments powered by Disqus


0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я